Понедельник, 10.12.2018, 03:31
Приветствую Вас Гость | RSS

   Официальный сайт
      эмблема
      Чаадаевской средней
     образовательной школы

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8–9-х классов (часть 2)

Часть II. Конструктивное взаимодействие

 

Конфликты — это норма жизни.

Если в вашей жизни нет конфликтов

проверьте, есть ли у вас пульс.

 

Ч. Ликсон

 

Большинство профессий связано с обслуживанием, лечением, обучением, воспитанием, консультированием других людей. Успешность руководителя, политика, юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться. Есть пословица: человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин.

 

Человечество давно бы исчезло с лица земли, если бы люди не научились договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы. Конфликты — это столкновение интересов. Принято считать, что конфликты — вещь неизбежная. Поведение человека в конфликтах изучает раздел психологии, который называется конфликтология.

 

Поведение в конфликтах

 

Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами.

1      5       9       П

2       6       10     И

3       7       11     С

4       8       12     К

 

 

1. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег.

2. Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения.

3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение.

4. В споре я стремлюсь показать правоту своей позиции.

5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других.

6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам.

7. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с другими в решении проблем.

8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию.

9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других.

10. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций.

11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению.

12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы.

Обработка. Запишите число плюсов в каждой строке.

 

1-я строка — приспособление, т.е. принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

 

2-я строка — избегание, или уход, — уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. Хотя при этом сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, не уверенные в себе.

 

3-я строка — сотрудничество, или кооперация, — поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что здесь выигрывают обе стороны. Такой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

 

4-я строка — конкуренция, или соперничество, — стремление добиться своего за счет другого. Эта стратегия оправданна в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

 

• Согласны ли вы с полученными результатами?

• Хотели бы вы изменить свое поведение в конфликтной ситуации?

 

При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

 

Ролевая игра «Контакты и конфликты»

 

Ведущий. Разыграйте ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

 

1. «Грамотные стали»

 

Покупатель. Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?

Продавец. С чего вы взяли?

Покупатель. Ну вот же, на ценнике написано — вес 200 г, цена 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали.

Продавец. Ничего мы не перепутали. За сколько надо, за столько и продаем. А не нравится — идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.

 

2. «Только не надо нас пугать»

 

Учитель. Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы.

Мама ученика. А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.

Учитель. Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает.

Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?

 

3. «Вас никто здесь не держит»

 

Представитель рабочих. Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?

Начальник. Мне очень жаль, но денег нет — предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось.

Представитель рабочих. Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку.

Начальник. Эти средства взяты не из фонда заработной платы.

Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите, — верните наши деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.

Начальник. Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать — вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите.

Ведущий. Предложите свои стратегии поведения в данных ситуациях. Разыграйте эти сценки, используя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям — разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д.

 

• Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

• Чему вас научила эта ситуация?

 

Правила поведения в конфликтной ситуации

 

• Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.

• У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение партнера.

• Улыбка и доброжелательность — лучшие помощники в решении спорных вопросов.

• Сохраняйте лицо. Гнев, злоба и крик его испортят.

• Проявляйте чувство юмора — хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении даже самых напряженных вопросов.

 

Часть III. Рождение команды

 

Цель: формирование навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности; отработка навыков группового взаимодействия, развитие сензитивности.

 

Упражнение «Без руля»

 

Ведущий. Всем вам приходилось быть и ведущими, и ведомыми. Но случалось ли вам быть в ситуациях, когда никто не берет на себя ответственность за происходящие события? Особенность упражнения «Без руля» в том, что вы должны будете выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководя и никому не подчиняясь. Вы не должны разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвинуть кого-то на то место, где он, по-вашему, должен находиться, — каждый отвечает только за себя.

 

• Постройтесь по росту!

• Постройтесь в две шеренги!

• Постройтесь в две колонны!

• Встаньте парами!

• Разбейтесь по классам!

• Встаньте спиной друг к другу!

• Образуйте квадрат!

• Образуйте треугольник!

• Образуйте круг!

• Образуйте два круга!

 

Ведущий. Бывают обстоятельства, когда группа оказывается без руководителя. Тогда многое зависит от способности каждого к самоорганизации. Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, выполняя мои команды? Кому хотелось руководить? Кто испытывал потребность в руководстве? Кому было легко выполнять эти команды? Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего? Чему учит это упражнение? Как бы вы его назвали?

 

Упражнение «Эстафета»

 

Ведущий. Афоризм — это краткое, образное и глубокое по смыслу выражение. Афоризмы делают речь более выразительной и убедительной. Но в устной речи любое предложение производит ожидаемое впечатление только в том случае, если произнесено с правильной интонацией, логическим ударением и паузами в нужных местах. В течение одной минуты вы должны вспомнить или придумать афоризм, который мог бы стать девизом вашей группы, и распределить между собой слова, из которых он состоит. Затем группа должна произнести этот афоризм целиком, стараясь точно передать его интонацию (ведущий может найти афоризмы заранее: если групп несколько, можно устроить соревнование, какая команда быстрее подготовится к выполнению этого задания).

 

Примечание. Первая проблема, с которой могут столкнуться ребята, — выбор афоризма. Поскольку основное задание впереди, лучше всего выбрать самое простое предложение или первое из предложенных. «Застревание» команды на первом этапе выполнения задания является показателем недостаточного взаимопонимания в группе. Желательно, чтобы количество участников и слов в афоризме было одинаково.

 

Примеры афоризмов:

 

• Пессимист видит трудности в каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности.

• Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует.

• Единственный способ определить границы возможного — выйти за эти границы.

• Требуй уважения, если не можешь его заслужить.

• Природная лень не дает развиваться природным талантам.

 

Если время позволяет, ребята могут по своей инициативе отрепетировать звучание афоризма.

 

Затем каждая группа произносит свой текст. При желании группы могут обменяться афоризмами и повторить это задание, добиваясь интонационно слаженного звучания. Когда упражнение завершено, все ребята возвращаются в общий круг.

 

Вопросы для обсуждения:

 

• Кому лучше всего удалось справиться с заданием и почему?

• Почему выбрали именно этот афоризм?

• Что было труднее всего в этом упражнении?

• Чему научило это упражнение?

 

Дискуссия

 

Ведущий. Сейчас все вы получите листки, на которых в произвольном порядке перечислены десять основных этапов любой работы. В течение трех минут каждый из вас, ни с кем не советуясь, должен расставить их по порядку, поставив перед первым № 1, перед вторым — № 2 и т.д. до № 10. Затем ваша группа должна выработать и представить общее решение этой задачи на отдельном листе. Правильный порядок         Произвольный порядок

1. Поставь цель

2. Подумай, какими путями можно ее достичь

3. Разбей всю работу на части

4. Составь план работы

5. Посоветуйся с опытными людьми

6. Найди тех, кто будет выполнять эту работу

7. Распредели обязанности

8. Объясни исполнителям, что от них требуется

9. Контролируй ход работы

10. Подведи итоги       Найди тех, кто будет выполнять эту работу

 

Объясни исполнителям, что от них требуется

Посоветуйся с опытными людьми

Распредели обязанности

Контролируй ход работы

Поставь цель

Подумай, какими путями можно ее достичь

Разбей всю работу на части

Подведи итоги

Составь план работы

 

Примечание. Групповая дискуссия является ключевым упражнением всего занятия. Время дискуссии ограничено 3–5 минутами. Представитель команды зачитывает свое решение, а ведущий оценивает его правильность. Совпадение с правильным ответом оценивается в один балл.

 

Результат меньше 5 баллов неудовлетворительный, 5–7 — средний, 8–10 баллов — высокий результат.

 

Обсуждение

 

Довольны ли вы результатами обсуждения? Чей индивидуальный результат был выше, чем групповой? Чей — ниже? Какие методы использовались при выработке группового решения? Все ли участники обсуждения были услышаны? Кто был лидером? Какого стиля он придерживался? Как стиль руководства повлиял на результативность обсуждения?

 

Ведущий. Сегодня вы учились руководить и подчиняться, принимать ответственность за свои действия, подстраиваться под других людей, понимать и учитывать их состояние. Эти качества необходимы каждому для успешной работы в группе. Я желаю вам успеха и терпения в самой интересной и трудной работе — общении с людьми.

Далее

Электронный журнал и дневник
Электронный журнал и дневник
Настройка шрифта
Региональный портал
Интерактивная карта антитерро-
ристической деятельности
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2018