Понедельник, 18.06.2018, 21:57
Приветствую Вас Гость | RSS

   Официальный сайт
      эмблема
      Чаадаевской средней
     образовательной школы

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8–9-х классов (часть 3)

 Часть III. Самооценка и уровень притязаний

 

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя.

 

Франсуа Вийон

 

У известного голливудского актера, мастера восточных единоборств Чака Норриса как-то спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, — ответил Чак, — деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Хотя трудно представить такую сцену в кино. Вероятно, знаменитый супермен реально оценивает свои возможности.

 

Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение.

 

Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная.

 

Упражнение «Какой Я?»

 

Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

1 2 3 4 5     УМ   6 7 8 9 10

1 2 3 4 5     ДОБРОТА 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5     СПРАВЕДЛИВОСТЬ  6 7 8 9 10

 

Примечание. Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего отмечают как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики. Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учащихся с неадекватной, завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.

 

Упражнение «Самый-самый»

 

Надо записать фамилии шести участников тренинга (трех юношей и трех девушек), которых участники считают самыми умными, добрыми и справедливыми.

 

Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые ведущий затем собирает, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Можно поинтересоваться, совпадает ли самооценка с высокой оценкой класса, что чувствовали ребята, когда слышали свои фамилия.

 

Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно если их самооценка завышена. Не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой человек: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.

 

Сопоставление самооценки и оценки других людей дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

 

Упражнение «Мечтать не вредно»

 

Ведущий. Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.

 

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

 

• Как вы понимаете эту формулу?

• Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний?

 

Главное в этой формуле — самооценка. Он нее зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные — человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену и никому не завидует.

 

Неудачник — это не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претензий должен соответствовать уровню возможностей.

 

«Уровень притязаний»

 

Участники читают утверждения. Если согласны, ставят рядом плюс, если не согласны — минус.

 

1. Вы настойчивы и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями.

2. Вы считаете, что командовать, руководить легче, чем подчиняться.

3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны.

4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда стремитесь сделать его по-своему.

5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым.

6. Если бы вы занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором.

7. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники.

8. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие.

9. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо.

10. Если бы вам пришлось заново начать жить, вы бы достигли гораздо большего.

 

Чем больше у вас положительных ответов, тем выше уровень притязаний. Осталось определить, что для вас является успехом, и наметить пути его достижения.

 

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

 

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не соответствует их способностям и возможностям.

 

Самооценка закладывается в детстве, как и большинство способностей. Если человек занимается любимой работой, которую делает хорошо, его самооценка растет по праву.

 

Осознание собственного «Я» — первый шаг в саморазвитии.

 

Схема, получившая название «Окно Джогари», по имени предложивших ее психологов, помогает расширить карту самосознания человека.Другие члены группы Человек

Я знаю о себе      Я не знаю о себе

Знают обо мне    АРЕНА (открытая область) «Слепое пятно» (известное всем, кроме меня)

Не знают обо мне        МАСКА (скрываемая область)      «Черный ящик» (то, что пока никому не известно)

 

 

«Арена». То, что очевидно как для самого человека, так и для окружающих, то, что вы сами предъявляете всем и каждому. Ваш внешний вид, поведение, голос. Очевидные факты вашей биографии. Взгляды и убеждения, которые вы не скрываете. Словом, все, что вы хотите показать миру.

 

«Маска». В одной из своих первых песен Алла Пугачева пела: «Но слез моих не видно никому. Что ж, Арлекин я, видно, неплохой». Есть чувства, мысли и поступки, которые человек не склонен афишировать. Они есть у каждого человека. Они не всегда плохие, но всегда глубоко личные. Это могут быть воспоминания о своей слабости или страхе, тайные желания, несбывшаяся мечта. В быту маска служит не только для маскировки, но и для защиты. Подумайте, для чего нужна психологическая маска лично вам?

 

Мой самый ужасный сон о маске. Я вижу свое отражение в зеркале, но мой зеркальный двойник — в маске. Сорвать маску страшно, я боюсь увидеть мое истинное лицо, а оно мне представляется зверским (Х.Л. Борхес).

 

«Слепое пятно». Случалось ли вам видеть слепого человека? Его видят все, а он не видит никого. В какой-то мере каждый из нас поражен слепотой, потому что всегда есть то, что знают о тебе знакомые, но не знаешь ты. Твоим друзьям и близким, в отличие от тебя, знакомы и привычны твоя походка, осанка, манера спорить. Мы же даже свой голос, услышанный со стороны, узнаем с трудом! «Расширить» это поле можно с помощью психологических тестов и тренингов. Расширение поля самовосприятия — занятие увлекательное и полезное, но оно требует от человека честности и смелости.

 

Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают (из Интернета).

 

«Черный ящик». То, чего пока не знает никто. Это — скрытые резервы и возможности человека, источники его проблем и их решений. Что и когда вылезет из черного ящика — нашего подсознания — не известно никому. Заглянуть в этот ящик помогает психология. Это не просто интересно, но необходимо для жизни. Наверняка там найдется немало полезного.

 

Границы, разделяющие четыре поля восприятия человека, подвижны. Чтобы уменьшить «слепое пятно» или узнать содержимое «черного ящика», надо быть смелым, любознательным и терпеливым. Расширяя границы своего «Я», мы сужаем скрытую область.

 

• Как вы понимаете слова английского писателя У. Теккерея: «Мир — это зеркало, которое возвращает каждому его собственное изображение».

 

Как остроумно заметил У. Джеймс, «никто бы из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым, великим силачом, богачом, остряком, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, исследователем Африки и модным поэтом. Но это решительно невозможно».

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

Часть I. Эмоциональный интеллект

 

(методика Н. Холла в модификации Г. Резапкиной)

 

Результаты многих исследований показывают, что профессиональная успешность в большинстве видов деятельности определяется уровнем эмоционального интеллекта (EQ). Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны более эффективно использовать свои способности. Слаженное взаимодействие эмоций и интеллекта обеспечивает успех человека во многих сферах жизни и деятельности.

 

Если высказывание отражает ваше эмоциональное отношение к людям и событиям, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке.

1      6       11     16     21     26    

2       7       12     17     22     27    

3       8       13     18     23     28    

4       9       14     19     24     29    

5       10     15     20     25     30    

 

 

1. Для меня дороги как отрицательные, так и положительные эмоции, потому что они учат меня, как надо поступать в жизни.

2. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

3. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным.

4. Я способен выслушивать проблемы других людей.

5. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. Когда необходимо, я могу вызвать у себя веселье, радость, энтузиазм.

9. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

10. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

11. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

12. После того как что-то расстроило меня, я быстро прихожу в себя.

13. Я могу заставить себя снова взяться за дело, в котором потерпел неудачу.

14. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

15. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживаниям, чтобы понять их причину.

17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях.

18. Я воспринимаю жизненную проблему как творческую задачу.

19. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

20. Я способен улучшить настроение других людей.

21. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

22. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

23. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

24. Мне легко понять, чего хотят другие.

25. Ко мне часто обращаются за советами по вопросам отношений между людьми.

26. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

27. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

28. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

30. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

 

Первая строка — «Самосознание», вторая — «Самоконтроль», третья — «Самомотивация», четвертая — «Эмпатия», пятая — «Навыки взаимодействия». Обработка теста заключается в подсчете плюсов в каждой строке:

1–2 балла — низкий уровень; 3–4 — средний уровень; 5–6 — высокий уровень выраженности качества.

 

Самосознание —главная составляющая эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции, потребности и побуждения.

 

Наше отношение привязывает нас к людям, идеям, ситуациям и последствиям. Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы. Негативное же отношение (подозрительность, страх, сомнение, зависть) разрушает надежды и ограничивает круг наших возможностей. В отношениях заложены мощные силы, определяющие саму природу человеческого бытия. До тех пор пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Человек с глубоко запрятанными в подсознании отношениями похож на судно, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль — наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отношений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств обречены на неудачу (П. Вайнцвайг. Десять заповедей творческой личности).

 

Самоконтроль — следствие самосознания. Он позволяет людям не быть рабами своих страстей. Люди, способные себя контролировать, умеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

 

Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число вбитых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда сын ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву».

 

Эмпатия — умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

 

В день золотой свадьбы жена сказала мужу: «Каждое утро во время завтрака я отдавала тебе свою самую любимую верхнюю часть булочки, а сама съедала нижнюю. Сегодня я хочу сделать наоборот». «Слава Богу, — воскликнул муж, — я терпеть не могу верхнюю часть булочки, но пятьдесят лет молчал, думая, что ты ее тоже не любишь».

 

Навыки взаимодействия — умение строить взаимовыгодные отношения с другими людьми. Общительный человек, у которого отсутствуют все остальные составляющие эмоционального интеллекта, скорее всего, потерпит неудачу.

 

Директор парашютной школы говорит новому инструктору: «Часто люди после своего первого прыжка влюбляются в небо, в это сказочное ощущение свободного полета, и через много лет, завершая свой земной путь, просят их похоронить возле того места, где они испытали эти яркие переживания. И вот именно так подробно все это и надо объяснять, а то у вас уже полгруппы разбежалось, потому что вы им говорите лишь, что это кладбище парашютистов нашей школы».

 

Самомотивация —стремление к поставленной цели, а не просто реакция на те или иные виды поощрений и наказаний (см. начало темы «Мотивы и потребности»).

 

Участники объединяются в группы по 4–6 человек и составляют Правила эффективного общения, используя информацию, полученную на уроке. Представители групп зачитывают и комментируют правила. Можно зачитать приведенные ниже рекомендации, однако работу не следует оценивать по степени совпадения с ними — важнее сам процесс составления правил. Если позволит время, можно составить общий список из 6–8 самых удачных пунктов и записать их на доске или плакате.

 

Правила эффективного общения

 

• Избегайте негативных оценок личности собеседника.

• Не будьте категоричны и агрессивны.

• Не навязывайте собеседнику собственных мнений и оценок.

• Умейте встать на точку зрения партнера.

• Смотрите на собеседника доброжелательно.

• Начните разговор с легкой темы, устанавливая доброжелательный контакт.

• Следите за логикой.

• Делайте паузы.

• Исходите из того, что ваш собеседник — не соперник, а партнер.

Далее

Электронный журнал и дневник
Электронный журнал и дневник
Настройка шрифта
Региональный портал
ЦИК России
Интерактивная карта антитерро-
ристической деятельности
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2018